мяу

klocska

Сказка на ночь

Klocska's place


Previous Entry Share Next Entry
мяу
klocska

Башлачёв - гений, но он не прав.


"Зачем ты играешь музыку реггей, если ты живёшь в Норильске?! Если ты играешь реггей, так ты давай снимай с себя тулуп и ходи в набедренной повязке в Норильске. Ты должен прожить песню. Не просто её спеть – проживать её всякий раз. Но если ты играешь её в парусиновой шляпе, то ты и ходи в парусиновой шляпе по снегу, по тайге. Никто ж не пойдёт. А раз не пойдёт, значит, надо петь песни ушаночки всё-таки, и вот этого тулупчика, и вот этой мякины.
Ты не должен делить себя на песню и на себя. Это – не искусство, это – естество! Вот в чём – тот же рок, те или иные стихи! Для меня вот это – критерий. Это должно быть частью тебя. И части должны быть органичными."
Александр Башлачёв



Я периодически сталкиваюсь с подобными цитатами, причём их, как правило, приводят авторы которым, скажем так, стоит ещё поработать над собой. Тем не менее, ссылаясь на неоспоримый авторитет Башлачёва, подобные фразы используются как +50 к защите от намёков на некоторое несовершенство творческого выхода. Подпалив очередной раз стул я решил выложить здесь свои развёрнутые измышления, чтобы после просто тупо копипастить их в очередной вконтактовский или фейсбучный пост, всё равно по ссылкам никто не ходит. Ну плюс может кто-нибудь ещё в комментариях чего-нибудь интересное напишет, это само по себе не мало, между прочим.
Чтобы было понятнее, к творчеству Башлачёва я отношусь как к отдельной и принципиально недостижимой высоте. Недостижимой потому, что то, что делал Башлачёв не было достижением технического роста, обучения в литинституте или там в "Красном химике". Это была, в некотором смысле, чистая проекция его огромной внутренней вселенной на бумагу, такая, что от раскрывающихся в текстах пропастей становится страшно. Подобные люди встречаются очень редко и платят за свой дар очень дорого. Он гений, редкая мутация, если мы с этим уже не родились, то такими нам не стать (и слава богу). Наверное из новейшей истории к этому классу можно отнести ещё ДрКина и Высоцкого. Легко можно найти ранние тексты солнца нашего БГ и убедиться, что, при всей своей незаурядности, творчески БГ рос в течение всей жизни, оттачивая технику, цитируя всё и всех и, по сути, его способность заворачивать полмира в одну строфу была приобретена уже годам к сорока. Башлачёв же шарашил сразу на максимум, другого режима работы в его конструкции предусмотренно не было.
При всём при этом цитаты из Башлачёва, которые любят приводить современные авторы, упражняющиеся в поэзии, призывают к "герметичности", идентичности творчества и внутреннего мира, окружения итп. Для Башлачёва это совершенно естественно, там внутри было на порядки больше чем извне, вполне возможно, что это внутреннее "давление" его и сгубило, но он, повторюсь, гений и мутант. Когда прикрываясь такими цитатами очередное "дарование" стремится закрыться в себе и ответить всем критикам что-то типа: "это мой внутренний мир, кому не нравится может выйти," - но при этом внутри у дарования обычный средний "мирок" с соплями про любовь и котиками, то на выходе мы имеем бесконечно одинаковые тексты, являющиеся по сути одной и той же вещью, только растиражированной с небольшими изменениями для незаметности копипаста. И таких в интернете вагонами. Многих поэтов и авторов-исполнителей мы способны слушать дольше двадцати минут не засыпая от однообразия? И у всех внутренний мир и соответствие ему творчества. И нечего со своими грязными руками в тонкие материи.
На мой взгляд обычный человек, напротив, должен открыться внешнему миру, ловить его сигналы, темы и мотивы. Не копипастить, а именно ловить. И это позволит ему шагнуть за пределы своей внутренней "камеры", сделать творчество разнообразие и через это сделаться разнообразнее самому. Когда мы замыкаемся в бесконечном самолюбовании мы перестаём развиваться. Когда мы открываемся, наш внутренний мир расширяется. Логика такая.
Тема, о которой можно написать, не обязательно должна быть следствием того, что автор, например, залез в какие-нибудь е#еня и там ему открылось суть поднебесной. Собственно таких е#еней на всех не напасёшься, там после каждого такого откровения убираться полгода надо. Но бывает достаточно просто одной мысли, пойманного настроения для того, чтобы настроить своё восприятие на новую тему, развить её в себе и развить себя до её уровня и, оперевшись на это, создать что-нибудь убедительное не про несчастную любовь и котиков, но про гораздо более далёкие и абстрактные для твоего прежнего внутреннего мира вещи. И всё это не выходя из пространства кухни.
К слову, 14 октября я очередной концерт устраиваю. Для меня это жесткая внутренняя проверка того, что я делаю. Если я могу удержать внимание людей на протяжении двух часов значит "котикам" пока ещё не удалось загнать меня в клетку идентичности творчества и моего "неповторимого и уникального внутреннего мира".  Приходите, проверим вместе.
В общем, Башлачёв - гений, но если примерять его цитаты на нормальных людей, то он неправ

?

Log in

No account? Create an account